Тысячи людей пришли к Храму Христа Спасителя к 8 утра и молились за своего Первоиерарха под проливным декабрьским дождем, вместе с природой оплакивая потерю человека, современниками которого нам повезло быть.
В это сложно поверить. Казалось бы, круглосуточная многокилометровая очередь вокруг Храма Христа, нон-стоп теле- радио и Интернет - сообщения и репортажи, появившийся дома траурный портрет уже должны бы доказать: «Его больше нет», но нет...
Ни прикрытый лик Патриарха, ни осиротевший куколь около Его гроба, ни поминальная проповедь батюшки не отрезвили меня так, как окончание последней воскресной Литургии, задолго до которого было заметно несвойственное нашему хору волнение и возбуждение. Тогда они впервые заменили родное «Патриарх» на неведомое, такое непонятное и сменяющее целую эпоху «Местоблюститель»; и храм замер.
Потому что Его больше с нами нет.
Да, Его молитва не оставит нас и теперь, мы верим, что Он в райских обителях, что молитва его о нас продолжается перед Престолом Божиим. Но мы грешные люди, и больше думаем о том, что опустела резиденция в Чистом, что Он не возвестит «Христос Воскресе!», не откроет Рождественских чтений и просто не улыбнется своей всезаживляющей улыбкой.
Мне посчастливилось быть на многих патриарших службах (что неудивительно, ведь только в этом году Алексий II отслужил их почти сто!), но с особой трепетностью вспоминаются некоторые моменты…
… 2001 год. После Литургии в Храме Христа Спасителя, открывшей X Рождественские чтения, мы с делегацией Православной Классической гимназии г. Тольятти ожидаем концерта в Кремле, сидим в партере недалеко от балкона, на который, после пленарного заседания, входит Патриарх. И тут Он, посещавший нашу гимназию несколько лет назад, сходу узнает отца Димитрия и приветствует его, а матушке Юле отвешивает такой поклон, что на протяжении всего концерта она плачет от счастья Патриаршего благословения.
Я сидела с матушкой рядом, и мне тоже перепало: в тот день у меня начался роман с будущим мужем.
…2005 год. Московский университет празднует 250-летие, и на Татьянин День служит Патриарх. Золотое время, мы с мужем были питомцами Университета и прихожанами «Татианы», как называют храм «свои». К патриаршей службе долго готовились, и прошло все настолько душевно, что до сих пор до слез!
Я никогда не забуду тот день: как я благодарила Бога, что рядом со мной молятся ректор, проректор и почти весь профессорский состав МГУ. Я тогда сделала кадр: Патриарх, о. Максим Козлов и В.А. Садовничий на Большой Никитской, у входа в храм. Фото не сохранилось, к сожалению.
Тогда мне удалось взять Патриаршее благословение на плодотворную учебу в Московском университете, и, сложно поверить, из студенки-заочницы, имеющей в зачетке трояки, я незаметно превратилась в аспирантку-отличницу дневного отделения (незаметно для меня; другие до сих пор не могут разгадать этих метаморфоз – ведь в аспирантуру даже документы без красного диплома не принимают).
…Самый конец 2007 года. Муж работал на организации Саввинских торжеств и взял меня с собой. Я рискнула оставить на сутки грудное дите, ведь обещали, что приедет Патриарх. А мне тогда очень нужен был отдых и укрепление в вере. Это было уже после «утки» о смерти Патриарха и Его тяжелой болезни, многие до конца сомневались, что Он приедет. Но Он приехал! Отслужил Божественную Литургию, у него уже срывался голос, было понятно, что Ему тяжело…
После трапезной его долго ждал народ, хоть и было ужасно холодно. И когда он появился, толпа выдохнула: «Патриарх!!!» Он благословил всех, улыбнулся, сел в машину, стекло опустилось, Он еще раз всех благословил и уехал. Женщины рыдали еще минут десять, и я среди них…
… Когда Его похоронили, тысячи людей выстроились под дождем по маршруту кортежа от ХХС до Елохова, провожая Его в последний путь.
Источник: http://www.pravmir.ru
Метки: батюшки | воскресной Литургии | поминальная проповедь | похоронили Патриарха | Храму | Христа Спасителя
12 декабря 2008