Спрашиваешь меня, человек Божий, о причине и значении наступившего кризиса. Кто я такой, что ты спрашиваешь меня об этой великой тайне? “Говори, если есть у тебя нечто большее молчания”,– сказал святитель Григорий Богослов. И хотя я нахожу, что сейчас молчание выше всякого слова, но из любви к тебе напишу, что я думаю об этом вопросе.
“Кризис” – слово греческое, в переводе оно означает “суд”. В Священном Писании слово “суд” употребляется многократно. Так мы читаем у псалмопевца: Сего ради не воскреснут нечестивии на суд (Пс. 1, 5). Далее опять: Милость и суд воспою Тебе, Господи (Пс. 100, 1). Мудрый царь Соломон пишет, что Читать далее >>>
Метки: великой тайне | Григорий Богослов | кризисе | Николай Сербский | о мировом | письмо священнику | Святитель
12 ноября 2008 |
Трудно, почти невозможно говорить о вопросах жизни и смерти отрешенно. Так что я буду говорить лично, быть может, более лично, чем понравится некоторым из вас. В своей жизни мы встречаемся со смертью в первую очередь не как с темой для размышления (хотя и это случается), а большей частью в результате потери близких — наших собственных или чьих-то еще. Этот косвенный опыт смерти и служит нам основой для последующих размышлений о неизбежности собственной смерти и о том, как мы к ней относимся. Поэтому я начну с нескольких примеров того, как я сам встретился со смертью других людей; быть может, это пояснит вам мое собственное отношение к смерти. Читать далее >>>
Метки: Антоний (Сурожский) | вечность | душа моя | митрополит | молитвенном безмолвии | одинокую смерть | смерть наша | Христос
2 ноября 2008 |
В 1913 году я во второй раз гостил в Оптиной Пустыни. Меня поместили с одним иеромонахом, студентом Казанской Духовной Академии, о. А., в скиту. Как-то, выходя на литургию, мы забыли взять ключ и захлопнули за собою дверь; она механически заперлась, и чтобы ее отворить, нужен был особый винтовой ключ. Что делать? Не разбирать же стекло в окне? После литургии рассказали эконому о. Макарию о нашей оплошности.
Он был человек молчаливый и даже немного суровый. Да в экономы в монастыре и нельзя выбирать мягкого и любезного — слишком расточал бы добро. Ничего не сказав, он взял связку ключей и пошел к нашему жилищу. Но оказалось, что Читать далее >>>
Метки: без молитвы | Вениамин (Федченков) | духовной академии | еромонахом | Иисусе Христе | Литургии | митрополит | Оптиной пустыни
29 октября 2008 |
Меня просили сказать нечто о смерти – о подготовке к ней и о том, как можно думать о смерти и встречать ее. В завершение я хотел бы поговорить о некоторых обрядах Православной Церкви, связанных со смертью, о том, что происходит с телом усопшего и как мы относимся к этому телу, которое было проводником всего, что делала душа.
Память смертная
Для начала я хотел бы попытаться рассеять отношение к смерти, которое выработалось у современного человека: страх, отвержение, чувство, будто смерть – худшее, что может с нами произойти, и надо всеми силами стремиться выжить, даже если выживание очень мало напоминает настоящую жизнь. Читать далее >>>
Метки: Антоний (Сурожский) | митрополит | отвержение | православной церкви | решающий момент | смерть | страх | чувство
25 октября 2008 |
Сошёл Господь Иисус Христос с горы, с которой он произнес Свою проповедь перед великим множеством народа, проповедь, поражающую и сейчас великое множество людей глубиной того учения, которое содержится в Нагорной проповеди. И вот, когда Он входил в Капернаум, сопровождаемый очень многими, слышавшими эту проповедь и следовавшими за Ним, к Нему подошёл римский сотник.
Что это такое - римский сотник? Капернаум, как и вся Палестина, был завоеван римлянами и в Капернауме стоял гарнизон завоевателей. И вот офицер, сотник (не такой уж маленький чин у этого офицера), подошёл к Спасителю и просит: «У меня отрок болен, дома... лежит. Исцели его!» А Спаситель ему на это отвечает: «Приду и исцелю!» Читать далее >>>
Метки: в Израиле | Всеволод Шпиллер | Господь | Иисус Христос | Нагорной проповеди | Палестина | протоиерей | такой веры
19 октября 2008 |
Мои встречи с о. Всеволодом очень немногочисленны. Насколько я помню, одна из них длилась, может быть, пять минут, когда он в составе делегации Московской Патриархии был в Америке и посетил нашу Академию святого Владимира. Как всегда, был официальный прием, все говорили на какие-то общие, незначительные и очевидные темы, и была возможность всего за несколько минут, как бы встречей глаз и несколькими фразами, установить какое-то совершенно другое общение, на другом уровне, не таком официальном, так сказать, казенно-дипломатическом, на котором Читать далее >>>
Метки: Всеволоде Шпиллере | другое общение | Московской Патриархии | официальный прием | очевидные темы
9 октября 2008 |
...Почувствовали ли, увидели ли с несомненностью теперь, как правдоподобны, достоверны — по самому своему внутреннему содержанию, по простому духу повествователей, по бесчисленным реальным подробностям, как очевидны Евангелия?!
И тут даже нет ничего “сверхъестественного”, мистического, таинственного; наоборот, и уму, наблюдению, интеллектуальному чутью, если хотите, “внутренне-научно”, истина встает в несомненном виде. А потому, если я прежде Читать далее >>>
Метки: Вениамин (Федченков) | мистического | митрополит | открытым сердцем | таинственного | читать Евангелие
7 октября 2008 |
Одним из главнейших и важнейших последствий великого дела искупления человечества, совершенного Воскресшим тридневно от гроба Христом-Жизнодавцем, было именно прощение, или отпущение грехов. Вот почему, явившись в первый же день по Своем Воскресении ученикам Своим, собранным вместе, Воскресший Господь, преподав им мир, дунул и сказал: «Примите Духа Святаго. Кому простите грехи, тому простятся; на ком оставите, на том останутся» (Ин. 20, 19-23). Читать далее >>>
Метки: Аверкий (Таушев) | архиепископ | Бог | всепрощение | Духа святаго | любовь | люди | отпущение грехов | Своем Воскресении | спас | страдания | христианская любовь | Христос | человек
15 сентября 2008 |
Священник П.А.Флоренский -- выдающийся богослов, философ и ученый, один из замечательных представителей русской культуры "серебряного века". Совмещая служение Богу с занятиями наукой и философией, о. Павел обращал свое творчество к секуляризованному миру, раскрывая ему Истину через собственный духовный опыт и подвиг. После 1917 года о.Павел работает в комиссии по охране памятников старины Троице-Сергиевой Лавры: он ученый секретарь и хранитель Ризницы, спасает от разграбления сокровища Лавры. В 1921 г. избран профессором ВХУТЕМАСа по кафедре пространственности в художественных произведениях. Один из редакторов "Технической энциклопедии". Читать далее >>>
Метки: Бог | бытие | замечательных представителей | из лагерей | Павел Флоренский | русской культуры | священник | спас | художественных произведениях
15 сентября 2008 |
|
|