Валерий Мельников. «Курение — привычка или грех?»Брать интервью у артистов и деятелей искусств в советское время любили, сохранилась эта традиция и во времена нынешние, вот только тематика вопросов немного изменилась. Если раньше популярные артисты рассказывали о неразрывной связи искусства с народными традициями, о всеобщей этого искусства доступности, о неусыпной о нём заботе любимой партии и её вождей, то теперь больше разговоров о душе. В постперестроечные времена самым, пожалуй, распространённым был вопрос: «Верите ли вы в Бога?» Практически все опрашиваемые отвечали приблизительно так: хотя тема эта касается интимных сторон нашей чувствительной артистической души, но, в принципе, мы верим в добро, в друзей, в справедливость и т.п. Более продвинутые иногда отвечали, что верят в некий Абсолют. Сейчас времена немного изменились: верить стало модно и не просто верить, а верить по-православному. А как же, раз я русский (белорус, украинец, молдаванин и пр.), то, естественно, и православный, и вообще меня бабушка тайно крестила в детстве, а потом, закрыв на замок все двери и плотно зашторив окна, учила молитве «Отче наш». Обложки православных журналов и газет запестрели фотографиями российских артистов и заполнились глубокомысленными интервью с ними же. Иногда, правда, случались некоторые ляпсусы: поместит какой-нибудь православный журнал на обложке известную актрису в скромном платочке и опущенным взором перед иконой, и тут же её фото публикует другой, но уже тусовочно-гламурный журнал, где эта артистка ослепительной улыбкой демонстрирует чудеса современного протезирования, а глубоким вырезом — свои слегка тронутые временем перси. Подобных случаев немало: в православной газете человек рассказывает о молитве и Животворящем Духе, а в телевизионном реалити-шоу ведёт себя как самый настоящий язычник, известный режиссёр рассуждает о десяти заповедях, а на артистических тусовках каждый раз появляется с новенькой подружкой, известный композитор заявляет, что православная вера к нему «перешла по наследству», так как предки его матери были священнослужители, а на вопрос светской газеты «Соблюдаете ли вы пост?», забыв свою православную родословную, в полном недоумении отвечает: «Я не понимаю этого» и разъясняет, почему он пост не понимает и не принимает: дескать, в наше энергичное время поститься — полный абсурд. Может ли верующий курить? Не принимает пост и профессор МГИМО Юрий Вяземский, который не только автор и ведущий программы «Умники и умницы», но и член редакционного совета молодёжного православного журнала «Фома». Журнал этот, пожалуй, самый интересный из православных СМИ и читаем не только православной молодёжью, но и молодёжью вообще. Как пишется в анонсе интернет-версии журнала: «ФОМА« — это журнал, который позитивно рассказывает о событиях современной жизни с точки зрения Православия». Самым позитивным событием, происшедшим в православной жизни в текущем марте, — это начало Великого поста. Видимо, потому и решила выяснить «Российская газета», как к нему относятся некоторые деятели искусства, в том числе и телеведущий Юрий Вяземский, публично позиционирующий себя православным. И вот что ответил член редакционного совета православного журнала: «Не получается. Ведь я курильщик. Сочетать одно и другое практически невозможно. Иначе — язва желудка». Затем, раскритиковав тех, кто воспринимает пост как диету, сообщает, что во время поста старается «больше молиться, быть добрее, помогать людям и изживать собственные грехи». Похвально, конечно, но есть в этом ответе некоторое противоречие: изживать привычку табакокурения, которая в современном православии считается грехом, профессор заведомо не собирается. Именно в православии современном, потому что в дореволюционные времена курение воспринималось только как привычка, не более того. Это дореволюционное восприятие сегодняшнего греха было одним из камней преткновения при подготовке материалов для канонизации последнего российского императора. Недружелюбно настроенные к царю современные либеральные богословы, по лекциям которых воцерковляется большинство российских православных, возмущались: неужели на иконе напишут лик святого с папиросой в зубах? Однако любовь простого православного народа к невинно загубленной царской семье победила, и привычка к курению царя Николая II не то чтобы была проигнорирована, но оценена как факт, не имеющий никакого отношения к его мученической кончине. Тем более, повторим, что в те времена курение грехом не считалось, и даже священники свободно покуривали, что сегодня просто немыслимо. Резко негативное отношение к курению в православной среде зародилось в первые годы революции, когда в церкви стали врываться вооружённые хамы с папиросами в зубах. Нещадно дымили на допросах новоиспечённые комиссары из российских местечек. Невыносим был и табачный смрад пересылочных тюрем, по которым скитались православные священники. Всё это побудило их пересмотреть отношение к табаку и считать его употребление неприемлемым званию священника. При этом вспомнились апокалиптические кони, изо рта которых выходили пламя, дым и сера (Откровение, глава 9, стихи 17–18). Вспомнили православные и святоотеческую фразу, что дьявол любит пародировать Бога и всё, что к Богу относится. И если в церкви зажигают ладан и кадят им алтарь, иконы и верующих, то дьявол спародировал всё это благолепие вонючим дымом, идущим изо рта. Кстати, вспомнилась и поговорка, вошедшая в обиход среди старообрядцев во времена нововведений Петра I: «Курить — бесам кадить». И курение было единодушно признано грехом. Лучшего же времени бороться со своим грехом, как не в Великий пост, вряд ли стоит искать. Это понимают даже продвинутые профессора-телеведущие, параллельно прививающие православие молодёжи. Достаточно одной молитвы Но как побороть эту привычку, не повредив своему драгоценному телу, которое будет бунтовать? На самом деле, жутко нервных курильщиков, желающих бросить курить, в таких случаях все стараются избегать. Оказывается, в православии есть давно отработанный, вполне щадящий метод борьбы с курением, который, несмотря на простоту, вылечил от курения сотни людей. Рассказал об этом методе журналистам православной газеты Севера «Вера» игумен Игнатий (Бакаев), сам когда-то в мирскую бытность куривший, но избавившийся от злой привычки без особых проблем. Вот этот метод: как захочешь покурить, возьми сигарету, перекрести и прочитай молитву «Царю Небесный». Если терпежу нет — можешь закурить тут же, а сможешь потерпеть — лучше потерпи. И с каждым разом эта пауза терпения будет удлиняться. Как правило, через некоторое время люди напрочь отказываются от этой привычки без особых напрягов для здоровья. А теперь о самой молитве, которая официально называется «Молитва Святому Духу». Её читают перед началом любого благого дела, будь то молебен, собрание, какая-либо работа или учение. Молитва эта небольшая, всего три-четыре строчки, и в принципе её можно было бы напечатать на страницах нашей газеты, но, посоветовавшись со священниками, мы решили этого не делать — уж больно серьёзная эта молитва и ей место в молитвослове, а в каждом православном молитвослове она есть, даже в самом кратком. Но чтобы эта молитва читалась со смыслом, мы всё же дадим толкование некоторых не очень понятных церковно-славянских выражений. «Душе истины» — Дух истины; «Иже везде сый» — Который Вездесущий; «и вся исполняй» — и всё Собой наполняющий; «Сокровище благих и жизни Подателю» — Источник (Сокровищница, Хранилище) всякого блага и Податель жизни. Остальное всё очень даже понятно. Так что дерзайте, православные! А раз мы русские (белорусы, украинцы, молдаване и пр.), то, естественно, и православные. Источник: http://vn.ru Метки: бесам кадить | Великий пост | грех | драгоценному телу | курение | православии | привычка 21 января 2009
Новости в хронологическом порядке:
6 комментариев
Leave a comment
|