Владимир Мартинович, доктор теологии Венского университета. «О сущности сектантства»
Секты в своей основе являются злом. Как ни странно, но знание этого, без дополнительных уточнений и пояснений, без глубокого понимания сущности данного явления, не может нам ни чем помочь. Более того, у многих людей, слабо разбирающихся в феномене сектантства, появляются совершенно негативные и неоправданные чувства отвращения, страха, неприязни, а иногда и ненависти по отношению к сектам и их членам. К сожалению, наша убежденность в злой природе сект зачастую укоренена лишь в наших эмоциях, что приводит к неграмотному обращению с данным необычным явлением. Часто встречающееся простое описание сект необходимо лишь как ступень к пониманию сущности сектантства, но не является ее раскрытием. К сожалению, в большинстве работ сектоведов описание «грязи» в сектах становится самодостаточным, а, следовательно, совершенно бесполезным и даже вредным, играя лишь агитационно-пропагандистскую роль. Что мы знаем о сущности сектантства в дополнение к тому, что оно есть зло? Ничего. Мы даже не можем с уверенностью предположить, что о сектах допустимо говорить как о некотором едином феномене, имеющем нечто общее во всех своих многообразных формах проявления. В сектоведении давно идут серьезные дебаты по поводу того, что и на каком основании можно относить к сектам. При этом диапазон реально обсуждаемых конкретных примеров сект колеблется от Французской революции, коммунизма, фашизма, национализма, террористических группировок, рекламы, любых форм работы с массами до народных поверий, примет, особенностей внутрисемейных отношений и мировоззренческих взглядов и установок рядового гражданина любой страны мира. Поэтому проблема сущности сектантства есть в первую очередь проблема определения границ компетенции сектоведения и объекта его изучения. Наиболее часто встречающаяся попытка такой установки границ приводит к разделению сект на политические, коммерческие, псевдопсихологические, псевдонаучные, религиозные и т.д. При этом нет четких оснований и критериев для отделения религиозных сект от всех остальных типов. Поэтому, к огромному нашему сожалению, мы не можем себе позволить заниматься лишь религиозными сектами, хотя именно они являются главным объектом нашего внимания и интереса. В современном мире сектовед, занимающийся лишь религиозным сектантством, обречен на профессиональную деградацию. Отчаянные попытки избежать зыбкой почвы полного незнания и непонимания сектантства приводят к формулированию научных теорий и моделей сущности сектантства. Так, многие утверждают, что ключ к разгадке проблемы лежит в процессах возникновения секты. Считается, что знание того, как организация возникла, является ответом на вопрос о ее сущности. Другие склонны искать самую сущность секты в сложном процессе изменения сознания человека при его обращении в секту. На данный момент существует более 80 различных терминов для обозначения сект. Все они обладают особыми смысловыми оттенками, передающими ту или иную специфическую характеристику секты, пытаясь, таким образом, с разным успехом понять самую сущность феномена сект. На сегодняшний день самая распространенная среди борцов с сектами установка гласит: не важно, во что вы верите, куда и когда ходите, но если кто-то воздействует на ваше сознание и подсознание с помощью определенных методик, с целью достижения какой-либо выгоды, то вы находитесь в секте. Таким образом, целенаправленно организованное влияние на сознание рассматривается как основа и сущность сектантства, а сектоведение сводится к анализу методов и условий психологического воздействия на человека. Менее известная, но довольно интересная теория утверждает, что контроль сознания существует везде. Но в зависимости от степени и направленности он может оказывать как положительное влияние (например, при воспитании, учебе в ВУЗе, прохождении службы в армии) так и отрицательное, и даже деструктивное. В последнем случае мы имеем дело с сектами. Практически неизвестная теория утверждает, что сект, вообще-то говоря, не существует. Зато есть такое явление, как сектантское сознание. При этом важно не конкретное смысловое содержание вероучения, исповедуемого человеком, но сам способ данности этого учения в его сознании, некая особая форма восприятия мира и событий в нем, преодолевающая любые границы и проникающая во все существующие организации. В этом случае сущность сектантства нужно искать где-то в недрах души человека, и сектоведение превращается в науку об особенностях структуры сознания человека. Некоторые ученые утверждают, что на протяжении всей истории человечества существовала и существует только одна секта или нетрадиционная религия, которая в поражающем многообразии форм всегда противопоставляла себя одной традиционной религии. При этом сущность ее сводится к этому постоянному смысловому отрицанию, противостоянию традиционной религии. В данном случае сектоведение становится скорее наукой исследующей смысловое содержание этой нетрадиционной религии и, в первую очередь, проблему его исторической преемственности через существовавшие на протяжении истории секты, культы, тайные общества и т.д. Заслуживает серьезного внимания теория, утверждающая, что сущность сектантства нужно искать вне самого сектантства, в процессах социальной трансформации, секуляризации, научно-технического прогресса и других всевозможных изменениях общества, приводящих к возникновению сект и обеспечивающих их выживание, развитие и процветание. Здесь секты рассматриваются как своеобразный показатель болезни общества, как отходы его эволюционного развития, и сектоведение практически сливается с науками о культуре и обществе. Иногда утверждается, что сущность секты состоит исключительно в ее негативном, деструктивном вероучении. Теория обладает сильным рациональным зерном, хотя в современных реалиях она далеко не всегда применима. Известно, что существует очень много сект или не имеющих никакого вероучения вообще, или же учение которых второстепенно по отношению к практикам, постоянно изменяется и т.д. В некоторых сектах допускается возможность, а иногда подчеркивается необходимость придерживаться учения Православной Церкви для возможности участия в жизни секты. Сектоведение в этом случае оформляется как сравнительное изучение мировоззренческих систем. Существует еще очень много теорий, видящих сущность секты в наличии напряженности между ней и окружающим ее социо-культурным пространством, в наличии у нее претензий на абсолютность и т.д. и т.п. Практически все обозначенные суждения о сущности сектантства сопровождаются серьезной аргументацией в свою пользу и частично продвигают нас в глубь проблемы. Однако, в общем, они ставят еще большее количество вопросов, в полноте раскрывающих беспомощность современного сектоведения. Практически все они различными способами подтверждают, но не могут однозначно и окончательно доказать наш тезис о том, что секты по своей природе есть некоторое зло. Таким образом любые действия по отношению к сектам всегда основывались лишь на наших предположениях и гипотезах. Интересно, эффективно и, вероятно, трагично то, что большинство православных сектоведов в борьбе с сектами берут за основу приведенные исследования светских религиоведов, социологов, психологов, психиатров, выходя таким образом за границы православного апологетического подхода и не всегда замечая возможные последствия такого шага. О сущности сектантства мы можем говорить пока лишь образно, иносказательно и бездоказательно, но, тем не менее, совершенно верно и точно то, что секты—это неизлечимая болезнь общества. «Как большие реки сопровождаются в своём течении омутами, заводями и просто болотами, так и великие религии рождают вокруг себя свои искажённые отражения—секты. Секта—это осколок великой идеи, обмеление большой реки, искажение и узость, так сказать, провинциализм в религии. Если мы встречаем религиозное учение, которое не принимает в себя всей истории человеческой мысли, не понимает этой истории, не объясняет её, проходит мимо, не благословляя и не осуждая, а просто не замечая того или иного факта человеческой жизни, мы имеем дело с сектой. Если какое-нибудь религиозное движение не животворит, не возрождает те страны, по которым оно протекает, если под его влиянием не расцветает человеческая мысль, мы имеем дело с сектой. Если, наконец, отдельные последователи данного учения не приобретают мудрости, чувства связанности со всем миром в его прошлом и настоящем, то это учение—не всецелая животворящая истина, а секта… В чем обаятельность секты? В её доступности и простоте. Секта в элементарном виде удовлетворяет все главные потребности человека: его потребность общаться с людьми, потребность этическую и потребность религиозную.» (Цит. по кн.: «История религий». М., 1909). Вред секты можно наглядно увидеть своими собственными глазами, пережить в своей жизни. Лекарством и спасением от этой болезни является Церковь. Единственным эффективным средством борьбы Церкви с сектами является положительное раскрытие для людей неверующих всего неизмеримого богатства, глубины, красоты, мудрости, жизненности пути православного человека к Богу в «безграничных границах» Матери Церкви. Самым эффективным и сложным средством работы с сектантами является прямой открытый разговор. Любая секта со всем ее вероучением, историей, ритуалами и псевдорелигиозным опытом не является чем-то серьезным и заметным по сравнению с Церковью. Если сектант искренне верует, то грамотная, ненавязчивая, спокойная, благожелательная беседа с ним о жизни Церкви и его секте всегда будет приводить, как минимум, к снятию жгучего барьера ненависти по отношению к Церкви с его стороны и часто к полному его обращению. Важно не смотреть на него с высоты своей колокольни, но на время умалившись, опустится до его уровня, и уже оттуда, поняв его, постепенно, медленно, шаг за шагом вместе с ним подниматься вверх, открывая ему таинственное величие и глубину жизни в Православной Церкви. Именно при таком общении с сектантом приходится сталкиваться с самой сущностью секты и преодолевать ее в жизни. Источник: http://minds.by
Метки: Венского университета | доктор теологии | изучать секты | сущности сектантства | церковь 2 октября 2009
Новости в хронологическом порядке:
2 комментария
Leave a comment
|