о.Михаил Шполянский, протоиерей. «Богослужение»Итак, для всех, даже сторонних наблюдателей, очевидно, что центр жизни христианской Церкви сосредоточен в богослужении. Храмы, священники, службы. Однако возникает вопрос — зачем это все? Нужно ли Богу таковое служение — фимиам, обряды, песнопения? Скажем так: богослужение в его исторически определенной форме нужно в первую очередь нам, членам Церкви. Но и Богу, дабы Он мог действовать в мире, наше служение необходимо. Мы ведь говорим о том, что главное свойство человека как образа Божия — свобода. Любовь и уважение Господа к человеку таковы, что Он добровольно ограничил Свое всевластие. Творец дал человеку возможность выбирать: быть с Богом или вне Бога. И в этом контексте наше служение Богу есть знак того, что мы себя свободно вручаем в Его волю; мы осознанно просим Его благого вмешательства в нашу жизнь. Наше участие в богослужении — это призыв к Богу действовать, призыв к общению с нами. Церковь знает бесконечное многообразие богослужений, которое в рамках нашей книги невозможно описать даже вкратце. Остановимся на самых основных понятиях. В Церкви есть общественные богослужения, и частные. К общественным богослужениям относятся службы суточного круга – вечерни, полунощницы, утрени, часы, и др, а также главное богослужение Церкви Христовой – Литургия (греч. «leiturgia», от «leos» — «народ» и «ergon» — «дело, служение»; «служение народа» или «служение для народа»). Во время Литургии происходит главное событие бытия Церкви – Евхаристия (греч. «eucharistia», то же, что причащение); об этом подробнее рассказано в главе 10. Общественные богослужения проходят, как правило, непосредственно в помещении храма. Частные богослужения могут быть совершаемы как в храме, так практически в любом другом благообразном месте. Служат частные богослужения по просьбам членов Церкви, по обстоятельствам. К таковым богослужениям относятся молебны (в т.ч. всяческие освящения), погребения и панихиды, а также Крещение, Венчание, Елеосвящение (Соборование). Если первые из указанных служб являются должным образом (определенным чином) оформленными нашими просьбами ко Господу, то последние три стоят совсем в особом положении, и называются Таинствами. В молебнах мы выражаем наши благие пожелания и надежды, и, уповая на милость Божию, чаем ответа на наши прошения. Таинства же – это непреложный дар Господа нам, Его чадам. Именно в Таинствах наиболее очевидно и непосредственно происходит ниспослание даров Духа Святого, и потому участие в них является насущной необходимостью для каждого члена Церкви. Остановимся подробнее на понятии Таинства. По своей природе Таинства — это благодатные дары Духа Святого, преподаваемые верующим в Церкви посредством особо учрежденного и законно совершаемого богослужения. По определению Православного Катехизиса святителя Филарета, Таинство — это «священное действие, через которое тайным образом действует на человека благодать, или спасительная сила Божия». Хотя благодать Божия действует во всем мире — «Дух дышит, где хочет» (Ин. 3, 8), — но с особым изобилием, именно как дар, она ниспосылается через Церковь и особенно в Таинствах. Внешнее, обрядовое «оформление» Таинств необходимо как знак, критерий их истинности, богоучрежденности. Особо следует подчеркнуть, что все Таинства — это именно дары милости Божией, изливаемые на верующих людей не за их заслуги, а единственно по Любви Божией. Они также не зависят от личных качеств священнослужителей, ибо совершаются не конкретными людьми, но Господом (потому и недостойный по своим духовным качествам священнослужитель является полноправным тайносовершителем). От нас же ожидается «согласие» на соучастие в этом преизбытке Любви Божией — вера, смирение, благодарность. Естественно, что к Таинствам Церкви допускаются только люди сознательно верующие и воцерковленные, то есть выполняющие требования и установления Церкви. Всего Таинств Церкви семь. Кроме упомянутых выше трех Таинств (Брака, или Венчания, Елеосвящения, или Соборования, и Крещения, одновременно с которым, как правило, совершается и Таинство Миропомазания), в Церкви существуют еще Таинство Рукоположения (совершаемого над будущими священнослужителями), и Таинства Покаяния и Причащения. Если некоторые Таинства совершаются или раз в жизни (как Крещение или Миропомазание), или весьма редко (Соборование), то только регулярное совершение Таинств Исповеди (Покаяния) и Причастия Даров Тела и Крови Христовых является нормой жизни православного христианина. И потому остановимся на их подробнее. - Все остальные богослужения суточного круга, по сути дела, являются молитвенной подготовкой к Литургии. - Наиболее распространены общие молебны – просьбы о помощи ко Господу и святым, молебны об исцелении недугов, помощи в путешествии, в созидании добрых дел, благодарственные и т.д. Со служением молебнов может быть соединено чтение акафистов – специфических умилительных песнопений Господу, Богородице или Угодникам Божиим. Молебнами также являются чины освящения икон и других святынь, а также квартиры, автомобиля, полей и пр. Особым видом молебнов является водосвятие. Водосвятие бывает Великое (раз в году, на праздник Богоявления), или малое, которое может служиться в любых условиях и в любое время по просьбе верующих. - Также и в заупокойных службах – надежду и прошение о загробном блаженстве для наших близких. - В Венчании ниспосылаются благодатные дары Свыше на честное супружество и созидается особая духовная общность — семейная церковь. - Соборование есть Таинство исцеления душевных и телесных недугов, а также напутствия христианина перед отходом в вечность. Источник: www.pravmir.ru Метки: Бог | богослужение | бытие | вера | вечность | люди | образа Божия | песнопения | протоиерей | священники | сила | спас | храмы | христианской церкви | Церкви Христовой | церковь | человек 24 июня 2008
Новости в хронологическом порядке:
7 комментариев
Leave a comment
|