По всем канонам юридической прозы того времени Духовный регламент превращал церковь в одно из государственных ведомств, а духовенство - в пропагандистов державных идей; более того, он обязывал священников писать доносы в случае, если открытая им на исповеди информация угрожала государственным интересам. Местоблюститель патриаршего престола митрополит Стефан был главным врагом петровской церковной реформы. Наряду с Феофаном он был наиболее влиятельным представителем украинской церковной элиты в петровской России, но между взглядами этих людей, столь различных по духу, лежала настоящая пропасть. Стефан также придерживался типично латинских взглядов в богословии, особенно в вопросе о равноправии материи и формы и понятии двух истин - богословской и философской, но при этом являлся ревностным сторонником православной традиции и врагом всякого рода новых течений в церкви, которым так покровительствовал царь.
11 марта 2012